Программы. Игры. Браузеры. Windows. Архиваторы
  • Главная
  • Закачки
  • Как получать на фотографиях эффектные рассветы и закаты. Как снимать рассветы и закаты Фотосъемка восходов и закатов с настройкой камеры

Как получать на фотографиях эффектные рассветы и закаты. Как снимать рассветы и закаты Фотосъемка восходов и закатов с настройкой камеры

Лето – идеальная пора для съемки заката. И хоть закаты не снимает только ленивый, по-настоящему волшебные кадры получаются у единиц. Какие приемы сделают ваши кадры ярче, прямо сейчас в нашем материале.

Photo by Yan L

#1. Выбирайте локацию заранее. Чтобы понять, куда закатится солнце (за море или за горы), нужно прийти на место за день до съемки. Но если это автотур, и ты едешь по местам, в которых ты никогда раньше не был, можно воспользоваться программой sunsurveyor.com , которая показывает, как движется солнце по земному шару и в каждой конкретной точке земли. Приезжайте на место за пару часов до съемки, чтобы выбрать удачную точку съемки и установить штатив еще до того, как солнце закатится за горизонт.

#2. Ознакомьтесь с прогнозом погоды. Закатное солнце дает потрясающий свет и цвет. Лучше, чтобы на небе не было «софтбокса» из облаков. Тут он будет лишним. Выбирайте или небольшую облачность, или чистое небо.

#3. Почистите технику. Протрите объектив и проверьте, чтобы на нем не осталось капель или пылинок, которые могут превратить процесс постобработки в сущий кошмар, а то и свести на нет все старания по созданию шедевра.

#4. Прикрывайте диафрагму. Использование максимальных значений диафрагмы (например, f/22 или f/32) даст четкую прорисовку лучей и эффект звезды. Лучей будет ровно столько, сколько лепестков в диафрагме вашего объектива.

Photo by Chip Phillips

#5. Недоэкспонируйте кадр. Затемнение кадра позволит сделать цвета более насыщенными и глубокими. Затемнить кадр можно разными способами: установить отрицательные значения экспозиции, либо уменьшить значение выдержки, либо увеличить значение диафрагмы – это можно сделать в приоритетах или в мануальном режиме.

#6. Переключайте режимы. Когда солнце еще в небе, фотографируйте на режиме приоритета диафрагмы, компенсируя экспозицию. А когда солнце зайдет, переключайтесь на ручной режим, так как встроенный экспонометр в условиях плохой освещенности не всегда работает корректно.

#7. Скорректируйте баланс белого. Выберите режим «Тень», и тогда у вас выйдут теплые золотистые тона даже в том случае, если закат тусклый и непримечательный.

#8. Снимайте HDR. Добиться необычайной красочности заката помогает съемка нескольких кадров с различной экспозицией и последующая склейка этих кадров в фотошопе. Когда в природе большой контраст (яркое закатное небо и тусклая земля), камера не понимает, как правильно отображать изображение. Выставив экспозицию сначала по небу, а потом по земле или воде, а потом склеив эти кадры, можно получить насыщенный пейзаж с одинаково хорошо проработанными участками кадра.

Photo by by Paul Emmings Photography

#9. Используйте формат RAW. В отличие от JPEG, RAW прощает вам легкие ошибки, которые еще можно будет исправить при обработке. Правда, на их исправление потребуется потратить свое время. Но если вы снимаете в JPEG, у вас уже не будет шанса вытянуть цвета и удалить шумы.

#10. Не задирайте ISO. На закате света становится меньше, чем в полдень, но это не повод повышать светочувствительность выше 800. Иначе на фото появится цифровой шум, который будет сложно исправить в редакторе, если вы снимали не в RAW. Однако это не касается профессиональных камер с полноформатными матрицами, которые отлично справляются с шумами даже при ISO 3200.

Photo by Aleksandr Pietrosian

#11. Пользуйтесь гистограммой. Необходимо учитывать разные условия освещенности. Когда солнце светит ярко, изображение на экране фотоаппарата может казаться темнее, чем на самом деле. Но когда солнце закатилось за горизонт, картинка может казаться ярче, чем есть на самом деле. Поэтому лучше не доверять экрану, а пользоваться гистограммой.

#12. Меняйте стиль съемки. Если вы все же снимаете в формате JPEG, необходимо использовать режим съемки пейзажа picture style (Canon) или picture control (Nikon). Он позволит получить более яркие, контрастные и насыщенные снимки.

#13. Используйте штатив. Если вам захочется использовать выдержку подольше, чтобы передать движение воды или пропустить больше света на матрицу фотоаппарата, вам потребуется штатив. Закатные пейзажи лучше снимать именно со штатива.

#14. Выравнивайте горизонт по уровню. Фото заката обычно передает спокойствие и умиротворение, здесь нет места заваленному горизонту. Поэтому используйте специальный пузырьковый уровень для штатива и ориентируйтесь по пузырьку при выставлении триноги на поверхности земли.

Photo by Haakon Nygaard

#15. Не пользуйтесь фильтрами. Поляризационный фильтр не поможет насытить цвета заката. Снимите даже УФ-фильтры, ведь дополнительный плоский, даже сверхтонкий кусок стекла, снижает насыщенность. При фотографии заката – это неприемлемо.

#16. Снимите очки. Даже если у вас плохое зрение и вы носите очки с напылением для затемнения. Иначе вам будет казаться, что снимки становятся все темнее и темнее, вы не сможете четко выставить экспозицию.

#17. Прихватите отражатель. Чтобы снять портрет на фоне заката, вам нужно будет подсветить лицо. Это можно сделать отражателем, чтобы лицо не провалилось в тень.

#18. Используйте накамерную вспышку с синхронизатором. Встроенную вспышку использовать не стоит, чтобы не убить объем в кадре. Поэтому лучше всего при съемке портрета на закате снять вспышку с камеры, а в горячий башмак вставить синхронизатор. Тогда вспышку вы сможете использовать как боковой свет, который прорисует объемы и поможет сделать красивый портрет в лучах закатного солнца.

#19. Возьмите портативный свет. Дополнительный источник постоянного света поможет подсветить модель, когда солнце закатится за горизонт. Это не маст хэв на закате, но в пасмурную погоду как найдете.

#20. Используйте различные объективы. Если вы хотите, чтобы солнце и все объекты в его лучах были крупными, используйте телеобъектив. Если хотите передать масштаб и вобрать весь простор в кадр, берите широкоугольный объектив.

#21. Не располагайте линию горизонта посреди кадра. Если закат особенно красив, отведите небу две трети кадра, а если красок не хватает, то разместите горизонт в верхней трети, отведя больше внимания земле.

#22. Не отрезайте голову. Когда снимаете людей на фоне заката, следите, чтобы линия горизонта располагалась в районе груди или живота, но не проходила по шее человека.

#23. Не зацикливайтесь на солнце. Не стоит делать акцент только на солнце, ведь на закате происходит столько всего интересного! Ищите машины, дома, витрины, людей, животных, которые смогут стать героями ваших закатных фото.

#24. Создайте объем за счет переднего плана. Просто найдите что-то интересное и включите объект в композицию. Колоски, цветы или листья на переднем плане добавят глубины в кадр.

Photo by Salim Waguila

#25. Создайте силуэты на переднем плане. Хороший силуэт получится, если элементы сюжета имеют узнаваемую форму. Следите только за тем, чтобы черный силуэт занимал не слишком большую часть кадра.

Photo by Dominik Astrodi

#26. Ждите подходящие облака. Идеальными условиями для закатной фотографии является переменная облачность. Облака на небосклоне будут подсвечиваться лучами заходящего солнца и послужат прекрасным дополнением в сюжете.

Photo by Elia Locardi

#27. Держите фокус в одной трети от нижней границы кадра. Не увлекайтесь фокусировкой на облаках.

#28.Оглянитесь! Иногда пейзаж, который находится за спиной, может быть лучше, чем сам закат. Но его легко пропустить, потому что фотографы обычно слишком заняты заходом солнца. Закат хорош тем, что окрашивает в теплый, легкий и изумительный по своей красоте свет повседневные сцены жизни.

#29.Ищите отражения. Стеклянные витрины, окна машин, лужи – все это может давать чудесные отражения. Можно с успехом воспользоваться неподвижной зеркальной поверхностью воды для получения крутых закатных фото.

Photo by José Ramos

#30.Не спешите. Через 25 после того, как солнца спрячется за горизонт небо вновь загорается яркими красками. Фотографы считают именно эти минуты самыми красивыми закатными мгновениями.

2491

Полина Масленкова

В статье мы разберем, как правильно фотографировать цветы в живой природе, а также в букете и в руках модели, чтобы получать действительно красивые кадры.

рубрика: Совет 06.03.2018

Полина Масленкова

Как закрутить фон на фотографии и отделить основной объект кадра от фона? В статье мы поделимся пятью способами создания крутого фона с эффектом кручения – пользуйтесь!

рубрика: Инструкция Совет 25.03.2018

Олег Насытко

На что обращать внимание при выборе фотоаппарата, а какими характеристиками можно пренебречь? Держите инструкцию по выбору камеры от профессионала!

рубрика: Инструкция Совет 17.04.2018

Полина Масленкова

Наступил май – чудесный период цветения и фотографирования одуванчиков! Если вам сейчас в голову пришло только 3-4 кадра, то самое время раздвинуть границы воображения!

рубрика: Вдохновение 03.05.2018

Полина Масленкова

Встречаем лето во всеоружии! Вот Вам список идей для фотографии, которых должно хватить на все лето!

рубрика: Вдохновение Совет 16.05.2018

Полина Масленкова

Выбор одежды для фотосессии – дело непростое, ведь даже самая красивая кофточка в сочетании с брюками партнера или фоном локации может выглядеть несуразно. Чтобы этого избежать, следуйте простым правилам. рубрика: Вдохновение 12.06.2018


Олеся Залевская

Как фотографировать футбол, хоккей и другие виды спорта? А как снимать болельщиков, их эмоции и конфликты? Обо всем этом в нашей статье.

рубрика: Совет 14.06.2018

Полина Масленкова

Лето – идеальная пора для съемки заката. И хоть закаты не снимает только ленивый, по-настоящему волшебные кадры получаются у единиц. Какие приемы сделают ваши кадры ярче, читайте с материале.

рубрика: Совет 03.07.2018

Рассвет и закат - одни из самых прекрасных явлений, которые придают пейзажам уникальные черты. Блики восходящего или заходящего солнца, мягко выглядывающие из-за горизонта, создают идеальные условия для фотосессии. Где бы вы не находились - в городе или на природе - умело пойманные в кадр восход и закат сделают снимок выразительным, контрастным, концептуальным. Но добиться этого не так просто, особенно если вы начинающий фотограф. В статье собраны профессиональные советы и технические нюансы, от которых зависит конечный результат.

Подготавливаем фототехнику для съемки заката и рассвета

Начнем с того, что вам понадобится для съемки. Рассмотрим по пунктам, из чего должен состоять ваш рюкзак:

  • Фотоаппарат. Отдаем предпочтение цифровым камерам, поддерживающим полуавтоматический и ручной режим управления экспозиции. Обозначается, как правило, М или А.
  • Профессионалы рекомендуют использовать широкоугольные объективы , позволяющие в кадре охватить большую площадь, расширить рамки снимка. Для fix- и zoom-объективов значение должно быть 18 мм.
  • Обязательно кладем в рюкзак штатив. Он необходим для пейзажной фотосессии. В съемке художественных кадров вы будете пользоваться приемом длинной выдержки, во время которой камера должна пребывать в неподвижном состоянии в течение нескольких минут. Вручную создать идеальную статику невозможно.
  • Не забываем аккумуляторы и батарейки. Будет обидно, если камера разрядится в самый ответственный момент. Перед выездом из дома хорошо подпитайте оборудование. Съемка закатов и восходов - процесс, требующий времени.

Фотографируем закаты и рассветы. Настройки камеры

Теперь подходим к самому основному: как сделать хороший кадр, какими техниками и режимами необходимо пользоваться и что учитывать в настройке. Выделим 5 основных правил.

Первое. Держим диафрагму в приоритете. Режим А

Как было сказано выше, чтобы предусмотреть возможность съемки в режиме управления экспозиции А, необходимо правильно подбирать оборудование. В фотосессии на закате и рассвете необходимо работать с приоритетом диафрагмы. Что это дает: на снимке можно корректировать баланс белого цвета, вручную устанавливать параметры “Пасмурно” или “Авто” - подстраиваться под погодные условия. Делая кадры в RAW, баланс белого устанавливается в самых оптимальных величинах - весомый плюс, придающий фотографии цветовую гибкость и податливость в дальнейшей работе с такими графическими программами, как Photoshop.

Второе. Устанавливаем правильный замер экспозиции

Здесь важно поймать момент, предшествующий зареву солнца, когда лучи становятся яркими, резкими, сложными для восприятия камерой. Нам нужен центрально-взвешенный замер, который позволит мягко и контрастно отразить линии горизонта в уникальном свечении. Здесь важно учесть нюансы: замер совершаем на оранжевом спектре, не на самом солнце, а в его ожидании. Избегаем ярких зон - могут пересветить кадр. Как правило, идеальная линия для замера находится немного выше горизонта.

Третье. Устанавливаем параметры чувствительности

В ситуации с фотосъемкой закатов и рассветов в значениях чувствительности действует закон от меньшего. В идеале - чем ниже параметры ISO, тем чище и выразительнее кадр. В большинстве случаев цифровые аппараты поддерживают минимальный предел - 100 ISO. Если технические характеристики позволяют добиться значения 50 - смело устанавливайте. Повторимся: чем ниже значение, тем выше качество.

Четвертое. Работа затвора

Одна из профессиональных хитростей, которая позволяет добиться красивого снимка заката и восхода солнца, - использование режима задержки спуска затвора. Хотите гарантированно избежать смазывания в кадре - установите автоспуск с пятисекундным значением задержки в срабатывании.

Эти два приема сделают фотографию четкой, контрастной, идеально передающей цветовую гамму и эффект свечения горизонта. Чтобы техника длинной выдержки была выполнена качественно, установите камеру на штатив, обезопасьте себя от вибраций, которые могут безнадежно испортить кадр.

Пятое. Диафрагма в среднем параметре

Устанавливая приоритет диафрагмы, выдержку определяет сама камера - это происходит автоматически. Поэтому нам нужно задать те параметры диафрагмы, которые требует наш кадр, и одновременно с этим выдержать золотую середину - не выходить за рамки средних значений светосилы. Учтите,разрешение должно быть максимальным - только тогда фотография обретет резкость, цветовую насыщенность, контрастность.

Как правильно снимать закаты и рассветы

Теперь поговорим о композиционных, стилистических и системных моментах процесса. Фотограф, отправляясь на фотоохоту заката и рассвета, должен быть подготовлен от и до.

Время пробуждения

Существенную роль играет время вашего пробуждения. Хотите сделать потрясающий кадр - проснитесь около 4 утра. Зарево восходящего солнца мимолетно, длится всего несколько минут. Поэтому подготовку к съемке необходимо провести заранее. На момент появления из-за горизонта первых лучей оборудование должно быть настроено и готово к старту.

Учтите, что время рассвета смещается в зависимости от времени года: зимой - позже, летом - раньше (с 4.10 до 4.30).

Заранее подберите ракурс, с которого будете делать снимок. Приехав на место вечером, обойдите территорию, прицельтесь объективом на линию горизонта, найдите интересные детали, которые могут стать значимой частью композиции.

Особенности композиции

В съемке заката и восхода одна из распространенных ошибок - превалирование неба, которое иногда занимает в кадре больше ½ части. Даже самое красивое воздушное пространство, наполненное яркими переливами солнечного зарева, не должно занимать больше ⅓.

  • Акцент композиции должен быть выделен на земной детали, а закат или рассвет становится лишь эффектным дополнением, добавляющим снимку уникальное настроение и выразительность. Избегайте четкой геометрии, режущей фотографию на части. Разбавляйте пейзаж вертикальными элементами, вводите асимметрию.

Профессионалы рекомендуют включать в кадр детали, которые будут эффектно смотреться в силуэте, четко очерченном на фоне восходящего зарева: лодки, пирс, маяк, мосты, фигура человека на берегу, островок с извилистым деревом, большие камни и утесы. При этом элемент переднего плана не должен забивать другие части композиции - старайтесь выдерживать размер в пределах 30% кадра.

Если солнце, выглядывающее из-за горизонта, по вашей художественной задумке смещено в сторону, обязательно сбалансируйте снимок - включите элемент, который выполнит роль структурного противовеса. На противоположной стороне фотографии захватите дерево или фигуру человека, который любуется закатом.

Одушевленный пейзаж

Фотография, сделанная на фоне горизонта с восходящим солнцем, не обязательно должна обладать статикой. Движение в кадре сделает снимок живым, динамичным, одушевленным. Но для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно постараться - дождаться нужного момента. Скрасят и оживят пейзаж полет птиц, выпрыгивающие из воды дельфины, спортсмен на утренней пробежке, животные в движении. Особенную выразительность кадру придает человек. Женский образ добавляет романтичность, мужской силуэт - меланхоличное настроение.

Сюжеты для пейзажа

Закаты и рассветы можно снимать как на природе, так и в городе - в любом случае, профессионально выполненные кадры, получатся красивыми, наполненными энергетикой восходящего или заходящего солнца. Главное - выбрать близкую тематику и найти удачный ракурс.

Съемка природы

Идеальный вариант для фотосета на рассвете - композиция с водной гладью. Для этой роли прекрасно подойдут реки. озера, пруды, моря, океаны. Задача фотографа - поймать игру света, зеркально отражающегося на поверхности воды. Погода должны быть безветренной, освещение - мягким.

Идеи снимков заката и рассвета, которые уже нашли свое воплощение в работах профессиональных фотографов:

  • Утро в горах. Солнце только начинает проглядывать сквозь вершины, лучи путаются в деревьях, природа пробуждается. Очень эффектно рассвет в горах смотрится зимой - снег и иней на деревьях обретают удивительное кристальное свечение.
  • Закат в поле. Простор, золотые колосья, одинокое дерево и заходящее солнце. В композиции царит минимализм, но это не делает фотографию скучной. Снимок обладает своим настроением и смыслом, каждая деталь на своем месте. Верхняя треть неба, выразительно скрашенная заходящим заревом солнца, логично завершает кадр.
  • Рассвет на озере. Умиротворенный пейзаж: водная гладь, небольшой деревянный мостик и старенькая лодка, детали берега - стройные камыши и белый песок. За горизонтом начинается утро, небо освещают первые солнечные лучи. Каждый элемент композиции гармонично дополняет друг друга, делает фотографию завершенной.

  • Просыпающийся лес. Ракурс - с возвышения. В кадре - пушистые зеленые верхушки деревьев, просвечивающиеся сквозь густые ветви небольшие полянки и холмы. За лесом - линия горизонта и мягкое розовое свечение. Солнце уже близко, наступает утро, природа просыпается.

Какой бы сюжет для своего пейзажа не выбрали, важно поймать то самое время - между 4.10 и 4.30 - когда солнечный свет создает идеальные условия для съемки.

Рассвет и закат в городе

Город обладает особенной энергетикой, динамикой, темпераментом. Фотографии, сделанные ранним утром, когда на улицах царит непривычная тишина, особенно ценны - передают те самые редкие моменты спящего, спокойного, умиротворенного города, начинающего постепенно пробуждаться ото сна.

Эффектно смотрятся кадры на фоне восходящего солнца с элементами мостов, набережных, храмов с царственно сверкающими куполами, стройных высоток, в окнах которых отражаются блики рассвета.

  • Хотите сделать красивый, интересный кадр - устройте себе путешествие по улицам города , присмотритесь внимательнее к деталям. Отдавайте приоритет позициям на возвышении, с которых открывается живописный панорамный вид.

    Играйте с деталями. Особенное настроение придаст кадру широкая дорога и едущий по ней автомобиль, первый в наступающем утре. Выразительно будет смотреться силуэт человека на фоне восходящего зарева. День начинается, и проснулось не только солнце. Какой бы элемент вы не выбрали для переднего плана, соблюдайте правила структуры кадра - деталь не должна занимать больше 30% кадра.

Подводим итог

В завершение обозначим 8 основных моментов, которые необходимо учитывать при съемке закатов и рассветов:

  1. Для того, чтобы выстроить красивую и стройную композицию - заранее подберите позицию для съемки, найдите самый удачный ракурс. Изучите территорию, сделайте пробные кадры из разных точек.
  2. Соблюдайте правило третей. На снимке небу должна быть отведена верхняя треть, не больше. Нижние две трети должны занять линия горизонта с земными деталями пейзажа. Каким бы красивым ни было небо, соблюдайте пропорции.
  3. Используйте в пейзаже силуэты, разбавляющие горизонтальные линии композиции: деревья, скалы, маяки, мосты и прочее.
  4. Обязательно используйте штатив. В съемке на длинной выдержке камере требуется полная неподвижность, абсолютное отсутствие вибрации. Руками этого достичь невозможно.
  5. Задайте камере самые низкие параметры чувствительности. Закономерность проста: чем ниже значение ISO, тем выше качество снимка.
  6. Включайте в снимок водные элементы, ловите отражение лучей в зеркальном отражении. Такие пейзажи смотрятся особенно атмосферно.
  7. Используйте широкоугольный объектив, который позволит охватить больше пространства, расширит рамки композиции.
  8. Не собирайте оборудование сразу после того, как сфотографировали долгожданный момент восходящего солнечного зарева. Останьтесь еще ненадолго и снимите просыпающуюся ото сна природу.

И не бойтесь экспериментов, пробуйте различные техники, фильтры, меняйте диафрагму. Пейзаж на закате и рассвете предоставляет фотографу все условия для творчества.

На тему фотосъемки рассветов и закатов в интернете существует много статей, но не смотря на такое изобилие информации, у некоторых начинающих фотографов все же остаются вопросы по этой теме.

Если вы из числа тех, кого привлекают снимки восхода и заката солнца ; кто хочет узнать что нужно для того, чтобы получить интересные кадры; какие настройки и режимы камеры использовать, в этой статье я раскрою некоторые важные моменты данного вида фотосъемки, которые на первых порах помогут вам избежать многих ошибок.

Фототехника для съемки восхода/заката солнца

Для фотосъемки рассветов/закатов нам понадобится:

  • Цифровая фотокамера с поддержкой ручного (М), и/или полуавтоматического режима управления экспозиции (А - приоритет диафрагмы);
  • Широкоугольный объектив. Например, фикс-объектив - 18mm, или зум-объектив от 18mm с блендой ;
  • Штатив.

Как видим, не так уж много надо для фотосъемки рассвета/заката.

Настройка фотокамеры, режим съемки

Режим «А» - приоритет диафрагмы

Если ваша фотокамера способна работать в режиме «А» - приоритет диафрагмы, установите этот режим управления экспозиции. Баланс белого (ББ) можно установить «Cloudy» (Пасмурно), или включить автоматический режим ББ, - не имеет значения, так как мы снимаем в RAW. Если мы снимаем в режиме RAW , при конвертации, мы сможем установить оптимальный ББ для того или иного снимка, что существенно облегчает работу фотографа при постобработке исходных файлов в редакторе Photoshop .

Центрально-взвешенный замер экспозиции

Режим замера экспозиции устанавливаем центрально-взвешенный. Замер экспозиции делаем не далеко от солнца (на оранжевом спектре), но не на самом солнце. Если солнца нет, замер делаем вблизи оранжевого спектра зарева, но не на ярком участке, - на участке нейтральной яркости свечения. Обычно эта зона находится немного выше линии горизонта.

Чувствительность ISO

Значение чувствительности ISO на камере устанавливаем наименьшее. Как правило, это - ISO 100. Но если ваша фотокамера поддерживает еще меньшие значения, например, ISO 50 - установите его.
Запомните, чем ниже значение ISO, тем меньше шума в полутонах, следовательно, выше техническое качество снимка.

Режим задержки срабатывания затвора

Также следует установить в меню камеры режим задержки срабатывания затвора (если такой имеется). Чтобы избежать шевеленки во время экспонирования, можно воспользоваться автоспуском с задержкой на 5 сек. Все эти приемы, в сочетании с применением устойчивого штатива, дадут высокую четкость изображения при длительной выдержке, которая может быть достаточно продолжительной: от доли секунды (фото выше), до нескольких секунд (фото в начале статьи). Именно по этой причине рекомендую использовать задержку затвора и автоспуск , чтобы получить технически качественный снимок.

Средние значения диафрагмы

В режиме «А» - приоритет диафрагмы, выдержка при съемке определяется автоматически, следовательно, мы устанавливаем только необходимую диафрагму, например, 8f. Диафрагма может быть какой угодно, но все же лучше устанавливать средние значения. Например, если ваш объектив обладает светосилой 1:2f - 1:16f, среднее значение будет составлять 1:7f - 1:8f. Используя средние значения светосилы , мы используем максимальное разрешение объектива , значит снимок также будет обладать высокой детализацией.

Зарево восходящего солнца

Кто рано встает, тому...

Чтобы запечатлеть рассветное зарево, необходимо прибыть на место съемки за 15-20 минут до начала рассвета. Рассветное зарево в летний период начинается, примерно, с 4:10 до 4:30 часов утра (фото выше). В 5 часов утра солнце уже довольно высоко (фото ниже).

Съемка зарева заходящего солнца

Так же как и рассветное зарево, после заката солнца наступает стадия закатного зарева. Закатное зарево длится немного дольше чем рассветное, но не стоит мешкать со съемкой, чтобы не упустить интересный момент состояния атмосферы, см. фото ниже.

Одушевленный солнечный закат

Если включить в композицию силуэты животных, см. фото ниже, такой снимок становится одушевленным - живым. Одушевленный пейзаж выглядит естественно, наполняя снимок безмятежностью и теплотой, подчеркивая взаимосвязь фауны и флоры. При компоновке кадра, следите за расположением объектов в кадре, для получения сбалансированной композиции.

Композиция

Солнце не обязательно должно быть по центру, как в данном снимке. Оно может быть немного смещенным в сторону. Но в таком случае, для сбалансированной композиции необходимо в противовес главному объекту расположить второстепенные объекты с противоположной стороны.

Одушевленный пейзаж

Немного отступая от главной темы этой статьи, хочу сказать несколько слов о одушевленном пейзаже в котором не присутствует живое существо, то есть, в одушевленном пейзаже могут не присутствовать непосредственно живые существа, их присутствие на фотографии может быть косвенным.

Например, на этом пейзаже, см. фото справа (кликните по картинке для увеличения), на первый взгляд, нет никакого живого существа, но этот пейзаж можно отнести к разряду одушевленных пейзажей, так как его одушевляют заячьи следы, тем самым связывая данный пейзаж с живым существом, в данном случае - зайцем.

Съемка природных явлений на рассвете/закате

Однажды, добравшись на место съемки, я увидел что с моря надвигается шторм. Ветер усилился так, что капли морской воды в перемешку с песком долетали до меня. В то утро я рискнул сделать всего лишь один кадр (фото ниже), и поспешил обратно домой. Где-то на пол пути, буря таки догнала меня. Началась ужасная гроза. Мелкими перебежками я добрался до какого-то пансионата, который, возможно, спас меня от удара молнии , - спасибо вахтеру. В такое время все нормальные люди видят сладкие сны, и только некоторым чего-то не спится:)

Откровенно говоря, съемка рассвета для меня - это каждый раз маленький тест на профпригодность. Я люблю спать до обеда, и встать задолго до рассвета дается мне ой как не просто. Но пересилив лень и желание поспать, я снова спешу на фотосъемку, потирая глаза и спотыкаясь о сугробы. Всем желаю больше удачных снимков. Спасибо за внимание.

Еще по данной теме.

Чтобы получить уникальные и завораживающие снимки закатов, подобных профессиональным, необходимо придерживаться определенных правил съемки. Для начала попробуйте взглянуть на привычные вещи немного под другим углом. Спланируйте съемку заката заранее, чтобы успеть выбрать не только нужное время и место, но и композицию в кадре, а также детально продумать как передний и задний планы, так и сюжет. Помните, что в данном случае время работает не в вашу пользу, и за достаточно короткий промежуток времени вам нужно успеть сделать несколько удачных снимков.

Однако если не поработать с настройками камеры, фотографии могут вас разочаровать. Вот почему так важно выбрать не только точку съемки, но и идеальное фокусное расстояние. Такая возможность есть на большинстве современных смартфонов. Кроме того, на них существует режим предварительного автофокуса. На флагманском и вовсе представлена гибридная автофокусировка, использующая для измерения расстояния специальный сенсор. Он выбирает наиболее подходящее значение: близкий автофокус, контрастный или анализирующий глубину сцены.

Вместе с фокусировкой одновременно происходит и замер экспозиции, позволяющий корректировать снимок, осветляя или затемняя его. Настройка экспозиции при съемке закатов не менее важна, так как необходимо учесть специфику условий освещения и сделать картинку такой, какой вы ее и ожидаете получить.

Кроме того, не забудьте позаботиться о значении чувствительности ISO. Низкие ее значения увеличивают выдержку, снижая при этом уровень «шума» изображения и обеспечивая более мягкую передачу цветов и оттенков. Повышение ISO напротив ведет к ухудшению качества, однако его актуально использовать при съемке вне штатива. В таком случае больше подойдет автоматический режим выбора чувствительности, он скомпенсирует быстрые изменения интенсивности освещения по мере захода солнца.

Корректировка значений баланса белого также поможет добиться наиболее естественной и теплой цветопередачи без возникновения цветового отлива на снимках. Поиграйте с настройками, чтобы выбрать самый оптимальный вариант.

Снимая солнце во время закатов, внимательно следите за экспозицией. Если солнце находится еще слишком высоко над горизонтом, то интенсивность его света может пересветить кадр. В данном случае попробуйте использовать какой-то объект (дом, склон горы, маяк, корабль и т.д.), спрятав солнце за него. Таким образом, вы получите интересный кадр, где запечатлены яркие краски заката с выбивающимися из-под объекта лучиками света и мягкой цветопередачей.

Если же вам хочется запечатлеть солнце во всей красе, стоит дождаться его захода. Чем ниже солнце, тем менее интенсивно световое излучение.

Еще одним ценнейшим инструментом при съемке закатов может оказаться градиентный нейтральный фильтр. Он позволяет осуществить более детальную проработку сцены в условиях естественного затемнения, кроме того, он очень актуален в условиях быстроизменяющегося освещения. Существует огромный выбор подобных фильтров для смартфонов, однако на некоторых передовых моделях, таких как , можно применить различные фильтры эффектов как в процессе съемки, так и после нее на этапе редактирования фотографии.

Кроме того, как всегда актуальной может оказаться съемка закатов в формате RAW с дальнейшей проработкой всех возможных проблемных областей.

Красивые снимки закатов также получаются с участием в кадре различных силуэтов (людей, животных, деревьев, скульптур). Размещайте эти объекты на переднем плане, они придадут фотографии еще больше глубины и выразительности.

Не стремитесь запечатлеть линию горизонта в середине кадра, пользуйтесь правилом третей. Проходя в нижней части кадра, линия горизонта дает вам возможность подчеркнуть как можно больше деталей на небе. Если вы снимаете закат на пляже, попробуйте также поиграть с водой, запечатлев в ней солнечное отражение.

Продолжайте практиковаться и снимать даже сразу после захода солнца: в течение еще нескольких минут вы получите не менее интересные и красочные фотографии.

Всем нам нравится любоваться красивейшими закатами и рассветами, когда небо окрашивается в немыслимые оттенки, а окружающая природа под красками солнца представляет собой совершенно завораживающую картину. И, конечно, очень хочется запечатлеть эту невероятную красоту на фотографиях. На самом деле закаты и рассветы сегодня снимают все – и профессионалы, и простые любители фотографии. Но действительно яркие, красивые и завораживающие кадры получается отснять только у единиц.

Все дело в том, что фотосъемка закатов и рассветов – это довольно сложный и трудоемкий процесс, который требует соответствующей подготовки и опыта. Конечно, качественный, интересный кадр может получиться и спонтанно. Однако такое случается крайне редко. Отправляясь на подобную съемку, фотограф должен не забывать об основных правилах и особенностях фотографирования на закате или рассвете, чтобы получить незабываемые и яркие снимки.

Подготовка

Для фотографирования закатов и рассветов очень важна предварительная подготовка. Как правило, наиболее интересные и завораживающие кадры являются результатом тщательного планирования. Стоит помнить, что рассвет и закат – это скоротечное явление, и время в данном случае будет работать против фотографа. На съемку у фотографа будет всего от двадцати минут до получаса и времени для спонтанного выбора лучшего ракурса просто не хватит. Поэтому до начала съемок рекомендуется изучить выбранный объект или местность, где обзор не будут перекрывать ненужные в кадре предметы.

Рассвет. Фото: bruce… / Foter.com / CC BY-NC-ND

Но само по себе небо в кадре будет выглядеть скучно. В этой связи, исследуя окрестности, нужно определить для себя наиболее интересные места для фотографирования, в которых, например, помимо лучей садящегося или восходящего солнца в кадр могут попасть какие-либо объекты на переднем плане. Кроме выбора интересных мест и ракурсов, следует сразу понять для себя, как встает или садится солнце в этой местности, а также как меняются света и тени в преддверии заката и после него. Не нужно забывать и о погоде, ведь от нее во многом зависит появление удивительных эффектов по время восхода или заката солнца.

Когда фотограф снимает закат или рассвет, он сталкивается со стремительным изменением характеристик света. Во время заката солнечный свет отличается мягкостью, а потому он отлично подходит для съемки сюжетов с естественным освещением. Если полуденный свет очень жесткий, то по мере приближения солнца к горизонту, свет становится все мягче и теплее, поскольку лучам приходиться пробиваться через большую толщу атмосферы. Изменение цветовой температуры света происходит обычно за час до захода солнца. При этом свет еще сохраняет свою яркость, что предоставляет фотографу возможность снимать разнообразные сюжеты с рук, без использования штатива.

Постепенно солнечный свет становится все более теплым – сначала он приобретает оранжевый оттенок, затем красный. Зайдя за горизонт, солнце перестает освещать объекты на поверхности земли, зато оно может подсветить облака. Это оптимальное время для съемок в контровом свете. После того, как облака «погаснут», наступают сумерки, света становится катастрофически мало и для получения каких-либо интересных кадров приходится использовать очень длительную выдержку, а также штатив. Для рассветов все аналогично, только эти фазы идут в обратном порядке.

Отдельный момент – это съемка закатов и рассветов в городе, где помимо солнечного света, присутствует еще и искусственное освещение. Подсветка зданий, фонари, свет от автомобильных фар – все это фотограф может использовать в своих целях. По мере того, как естественный свет ослабевает и солнце клонится к закату, искусственное освещение в городе начинает постепенно включаться. Оптимальным временем для фотографирования заката в городе считается момент равновесия, то есть когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются, что обеспечивает минимальный динамический диапазон сцены. Обычно такое время наступает через тридцать минут после захода солнца.


Пьяцца дель Кампидольо. Закат. Фото: MarcelGermain / Foter.com / CC BY-NC-ND

Новичкам лучше всего начинать с фотографирования закатов. И не только потому, что для съемки рассвета придется рано просыпаться. Рассвет, в целом, менее прогнозируем, чем часы заката, когда фотограф точно видит, где располагается солнце. Соответственно, на рассвете у Вас возникнут более серьезные трудности с построением композиции кадра, заблаговременной установкой и настройкой камеры. Для съемки закатов отлично подходят те места, где практически отсутствуют какие-либо лишние объекты и предметы, и ничто не мешает обзору. Это, например, пляжи, равнины или степь.

Возможно, придется несколько раз выезжать на выбранное место для того, чтобы, наконец, получить тот результат, который Вы ожидаете. К тому же, вряд ли Вы ограничитесь только одним сюжетом. Можно сразу составить для себя список наиболее интересных сюжетов, и определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Во время самой съемки старайтесь чаще менять ракурсы, снимать с разных точек и под разными углами. Ведь за эти полчаса, пока длится закат или рассвет, цвета, тени и освещение постоянно меняются, видоизменяя и окружающую обстановку.

Особенности съемки

При съемке закатов и рассветов следует обратить свое внимание на несколько основных моментов:

— Штатив

Главные трудности, которые ждут фотографа при съемке в предрассветные или закатные часы, — это нехватка света и большой динамический разлет получаемых снимков. Что касается нехватки света, то эта проблема решается использованием штатива. При съёмке с рук многие кадры могут получиться нерезкими из-за «шевеленки». Применение же штатива позволяет увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Если штатива нет, то желательно положить камеру на какую-нибудь твердую поверхность и надежно зафиксировать ее таким образом.

— Объектив

Как правило, для съемки заката или рассвета лучше использовать оптику с фокусным расстоянием от 50 мм и больше. Для фотографирования солнца крупным планом подойдет телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 200 мм. Широкоугольный объектив позволяет делать красивые панорамные снимки, однако он не очень подходит для фотографирования заката или рассвета, поскольку, в результате, солнце будет занимать незначительную часть фотографии.

— Настройки камеры

Мы уже упоминали о том, что большой динамический диапазон снимаемой сцены является отличительной особенностью съемки закатов и рассветов. Максимальный динамический диапазон проявляется при съемке в контровом свете, а минимальный – при фотографировании в противоположном направлении (когда камера направлена не на заходящее или восходящее солнце).

Справиться с расширенным динамическим диапазоном помогает точная настройка экспозиции. Для этого, во-первых, снимать лучше в формате RAW, который хранит гораздо больше информации, что позволяет «вытянуть» небольшие пересветы или недосветы при последующей обработке отснятых кадров в графическом редакторе. Во-вторых, рекомендуется использовать ручной режим (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

Для начала можно сделать пару снимков с теми настройками экспозиции, которые Вам автоматически предложит фотокамера. Оцените результаты. В большинстве случаев кадры получаться недодержанными, поскольку небо отражает еще достаточно света. Вместо того чтобы полагаться на автоматический режим камеры, лучше делать снимки с ручными настройками экспозиции. Поменяйте настройки немного в одну или в другую сторону и посмотрите, что получится.

После того, как Вы сделаете тестовый кадр в ручном режиме, смотрите на его гистограмму. Меняйте настройки, пока не получите снимок с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Нужно сразу отметить, что при фотографировании закатов и рассветов попросту нет одной единственно верно выбранной экспозиции. Поэтому не бойтесь экспериментировать с настройками.

Также для установки правильной экспозиции можно попробовать съемку с брекетингом. Большинство современных цифровых фотоаппаратов имеет встроенную функцию беркетинга, позволяющую получить серию снимков с разными экспозициями, которые будут немного отличаться по цвету и яркости. Если Вы чуть ошиблись при установке выдержки, Вы всегда можете быть уверены в том, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с правильной выдержкой. Особенно съемка с брекетингом актуальна для съемки в условиях контрового света.

— Градиентные фильтры

Для уменьшения динамического диапазона при подобных съемках можно использовать градиентный фильтр. Он позволяют несколько притемнить часть изображения, чтобы снимок не имел неприятных пересветов. Правда, нужно помнить о том, что такой фильтр способен затемнить не только светлую, но и темную область изображения, поэтому градиентный фильтр ни в коем случае нельзя считать панацеей. Рекомендуется использовать нейтрально серый градиентный фильтр на два стопа с мягкой границей, он даст естественную картинку, а его использование не будет заметно на снимках.

— Композиция

Как и при съемке любых других сюжетов, фотографирование закатов и рассветов требует знаний основ композиции. Не забывайте, например, о правиле третей, говорящем о том, что линия горизонта должна располагаться таким образом, чтобы она делила кадр в соотношении 1:2. Это означает, что две трети кадра должно быть отведено под море или небо. Так Вы получите более выразительный снимок. Не «заваливайте» горизонт, нужно всегда следить за тем, чтобы линия горизонта не была наклонена под углом к краю фотографии, это выглядит не слишком естественно.

Каким бы шикарным и захватывающим не был бы закат или рассвет, само по себе небо в большинстве случаев не представляет большого интереса. Расположите какой-либо объект на переднем плане, в частности, дерево, камни на берегу, лодку или человека.

Снятые на фоне закатного или восходящего солнца, эти объекты могут полностью изменить вид и настроение фотоизображения, они наполнят его новым смыслом и придадут необходимую глубину. Линия горизонта должна быть выше середины кадра — таким способом Вы акцентируете внимание зрителя на переднем плане, а не на самом закате или рассвете. В любом случае передний план делает снимок более интересным и ярким.

— Солнце и силуэты в кадре

В композицию снимка можно включить солнце. В частности, на снимке Вы можете получить прекрасные солнечные лучики – для этого нужно лишь зажать диафрагму. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее будут лучики солнца. Привнести изюминку в кадр можно и другим способом – используя силуэт какого-нибудь сравнительно крупного объекта, например, человека, скалистого утеса или дерева. Главное помните, что силуэт в контровом свете не должен заполнять более 30 – 40 процентов от всего кадра. Разумеется, искать следует интересную форму силуэтов, способную придать фотографии определенное настроение.


Whitby Abbey Sunset/ Закат. Фото: James Whitesmith / Foter.com / CC BY-ND

— Обработка фотографий

После съемки Вам, вероятно, придется поработать в графическом редакторе. Ведь далеко не всегда во время съемок на закате или рассвете Вы будете иметь дело с идеальными условиями освещения, плюс не всегда возможно подобрать оптимальные настройки экспозиции. Так что впоследствии приходиться улучшать качество отснятых кадров с помощью различных программ. Именно поэтому, кстати, лучшего всего снимать в формате RAW, чтобы получить больше возможностей при постобработке. Можно использовать различные средства коррекции фотографий – от регулирования яркости снимка до исправления некоторых ошибок в определении правильной экспозиции кадра.

На самом деле по поводу техники съемки и выставления экспозиции, выдержки и диафрагмы четких рекомендаций не существует, ведь во время фотографирования закатов и рассветов Вам придется иметь дело со стремительно меняющейся обстановкой. Здесь фотограф полагается исключительно на свою интуицию и опыт. Именно съемка в закатные и предрассветные часы позволяет фотографу учиться и совершенствоваться в своем мастерстве. В дальнейшем полученные знания и опыт Вы можете с успехом применять в других жанрах и видах фотосъемки.

Лучшие статьи по теме