Программы. Игры. Браузеры. Windows. Архиваторы
  • Главная
  • Закачки
  • Приложение выраженное нарицательным существительным. Приложение. Дефис при приложении ставится, если

Приложение выраженное нарицательным существительным. Приложение. Дефис при приложении ставится, если

1. Приложение как вид определения

Приложение это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).

Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.

2. Обособление приложений

Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:

2) Они, промокшие под дождем , решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем , они решили отправиться в гостиницу.

Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).

1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Мой отец, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , мой отец служил на Дальнем Востоке.

2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

Иванов, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке .

3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Он, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , он служил на Дальнем Востоке .

У этого правила есть несколько примечаний:

1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета .

2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко . Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.


Упражнение

    Наконец он не выдержал и сообщил о своих подозрениях письмоводителю дворянской опеки_ Половинкину (М. Салтыков-Щедрин).

    Ты, который еще несколько минут назад трясся за свою паршивую жизнь, явил нам всем образец отчаянной отваги и беспрецедентной глупости. Среди нас нет равных Тебе. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе_ герою_ понадобилось видеть Муравья_разбойника , когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть (Е. Клюев).

    Кстати, семья хозяина состояла из жены, тещи и двух детей_подростков - мальчика и девочки (Ф. Искандер).

    В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи_ Понтий Пилат (М. Булгаков).

    Сенатор_ новый владелец его_ нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим (А. Герцен).

    В гостиной_приемной_ совершенно темно (М. Булгаков).

    Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с лизиной ноги, сбегала к Трофиму_ пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке (А. Пушкин).

    Между прочим говорили о том, что жена старосты_ Мавра_ женщина здоровая и не глупая_ во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… (А. Чехов).

    Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов_ учитель греческого языка_ мой товарищ (А. Чехов).

    Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни_ половину шестого (М. Булгаков).

    Моя свекровь_ Авдотья Васильевна Аксенова_ родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская»_ отличалась глубоким философским складом ума… (Е. Гинзбург).

    …Узнали, что сумасшедший дед наш_ Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой_ другом отца нашего и двоюродным братом Натальи…(И. Бунин).

    Кругом же творился некий вялый бедлам _ пауза такая после бурного шабаша (В. Шукшин).

    Известный Шиллер_ жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман,- не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы_ большой приятель Шиллера (Н. Гоголь).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот _бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую (M. Булгаков).

    … В городе Москве он_ этот человек_ вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение (М. Булгаков).

    Наступили лучшие дни в году _ первые дни июня (И. Тургенев).

    Только она_ эта богатырева рукавица_ людям невподъем. (П. Бажов).

    Катя_ Данилова-то невеста_ незамужницей осталась (П. Бажов).

    Обломки Данилушковой дурман_чаши остались, да Катя берегла их (П. Бажов).

    Поплакала, глядит - у самой ноги малахит_камень обозначился, только весь в земле сидит (П. Бажов).

    Гатчина и Павловск _ резиденции великокняжеской четы _ остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла (Г. Чулков).

    А только родитель_покойничек_ не дурак был, чтоб эдакое место, с которого весь сплав по реке зачинается, из своих рук выпустить (П. Бажов).

    Я подозреваю, что мужу ее_ мирному абхазскому князю_ приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента (Ф. Искандер).

    Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого _ помещика_охотника_ , вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча (И. Бунин).

    – Князь_ Лев Николаевич Мышкин, – отвечал тот с полною и немедленною готовностью (Ф. Достоевский).

    Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать_ родом какая-то княжна с восточной кровью_ страдала чем-то вроде черной меланхолии (И. Бунин).

    Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец_профессор_ , все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем (М. Булгаков).

Тема урока : «Второстепенные члены предложения».

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ.

Цели:

  1. повторить, систематизировать, активизировать и проверить полученные ранее учащимися знания о второстепенных членах предложения, их видах;
  2. развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету;
  3. воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, материалы для терминологического лото, листы с предложениями для работы в парах, рабочие тетради, учебник « Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. - М.: Просвещение, 2010.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Контроль домашнего задания.

А) Опрос пяти по вопросам учебника (суть данной педагогической технологии в том, что к доске вызываются пять учеников, вопросы задаются одноклассниками, сидящими на своих местах, первому, если он не отвечает, с этим же вопросом обращаются ко второму и т.д., а если отвечает сразу, то второму и последующим ребятам задаётся следующий вопрос).

1. Какой член предложения называется подлежащим? Какой член предложения называется сказуемым?

2. Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

3. Какие виды сказуемых вы знаете? Как в каждом из них выражается грамматическое и лексическое значения? Приведите примеры. Какие формы имеет глагол-связка быть в настоящем, прошедшем и будущем времени?

4. Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым.

5. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

6. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

7. Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

Б) Терминологическое лото (вопросов для Лото должно быть столько, сколько детей в классе, карточки учитель раздаёт до начала урока - пусть ребята ознакомятся с содержанием, первым ход делает ученик с №1, а продолжает тот, у кого на карточке находится ответ на заданный вопрос и т.д.).

Приложение 1.

  1. Работа в парах.

На каждой парте задания для работы в парах. Выполнить неполный синтаксический разбор двух предложений.

Приложение 2.

В течение 5-7 мин. Ученики работают с предложениями, затем вкладывают карточки в тетрадь - при проверке можно будет поставить дополнительную оценку за урок; данный вид работы хорош тем, что ребята могут получить высокие оценки, т.к. работают вместе.

  1. Работа с учебником.

№195 - устно

Беседа:

Определите тип речи, к которому принадлежит текст (рассуждение).

Как вы объясните членение текста на абзацы? (в каждом новом абзаце выражается новая мысль).

К какому стилю речи относится данный текст? (стиль - публицистический, т.к.призывает читателя изучать историю, быть патриотом; в тексте-статье есть торжественные, эмоционально окрашенные слова, повторы).

Словарная работа (значения слов приведены по Толковому Словарю Русского Языка http://www.vedu.ru ):

ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов.

ПАТРИОТ - человек, проникнутый патриотизмом. Истинный патриот.

- Объясните постановку ТИРЕ в 1 и 2 предложении второго абзаца текста (тире между подлежащим и сказуемым перед словом «это»).

«Синтаксическая дуэль».

Выполните неполный синтаксический разбор последнего предложения (у доски работают два ученика, соревнуясь, кто быстрее и верно выполнит задание).

Задание + (для сильных уч-ся ): полный разбор (дать характеристику предложению)

  1. Тест-презентация .

Приложение 3.

Подготовленная презентация позволяет рационально использовать рабочее время и обеспечивает быструю проверку правильности выполнения заданий.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

Тема данного урока - «Правописание приложений и пунктуация при них», в ходе урока рассматриваются случаи обособления приложений с помощью запятой и с помощью тире.

Тема: Второстепенные члены предложения

Урок: Правописание приложений и пунктуация при них

Приложение - это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Володя (им. п.), семнадцатилетний юноша (им. п.), сидел в беседке (по А. Чехову).

Приложения, состоящие из одного слова, называются нераспространенными (одиночными), а состоящие из нескольких слов - распространенными . В примере, который мы привели, приложение распространенное.

В нераспространенных приложениях

пишется дефис, если

не пишется дефис

это научные термины:

бабочка-капустница

рак-отшельник ;

у нарицательных существительных родовое понятие следует за видовым:

дерево береза , цветок ромашка ;

после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое:

Иван-царевич ;

первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин:

гражданин, наш брат (=я и мне подобные)

гражданин милиционер , наш брат студент ;

это название специальностей:

врач-терапевт , ученый-филолог ;

первое существительное можно заменить прилагательным:

трус заяц - трусливый заяц;

приложение - имя собственное:

Астрахань -город;

имя собственное стоит после нарицательного:

река Москва .

указывает на возраст, национальность, родство:

солдат-украинец , бабушка-чешка .

Приложения могут быть необособленными и обособленными .

Не обособляются нераспространенные приложения, относящиеся к именам собственным, если стоят перед определяемым существительным: На шум прибежала из барышниных комнат горничная Дуняша (А. Куприн).

Распространенные приложения

обособляются запятыми

стоящие после определяемого слова — существительного или местоимения;

Вспомнилась маленькая девочка, племянница Спирьки (В. Шукшин).

стоящие перед определяемым словом распространенные приложения выделяются запятыми, если имеют, кроме определительного значения, еще и обстоятельственный оттенок;

Добрый и отзывчивый человек, новый учитель быстро завоевал уважение и любовь учеников.

если относятся к личным местоимениям.

Мещанин по происхождению, выучившийся грамоте в келье монастыря, он, разумеется, не читал «светских» книг, бывших у нас в библиотеке.

тире

если в приложении повторяется то же слово, что и определяемое;

Но он [страх] явился уже в новой форме в форме тоскливой, ожидающей, неотвязной боязни (М. Горький).

если приложение стоит в конце предложения;

Наконец появился и механик молодой парень , еще не снявший институтского значка (В. Распутин).

если приложение достаточно распространено;

Беллетрист Бескудников тихий, прилично одетый человек с внима- тельными и в то же время неуловимыми глазами вынул часы (М. Булгаков).

если приложение имеет значение уточнения или пояснения;

Рязанцев и Зоя его жена были из одного класса (С. Залыгин).

Обратите внимание на более сложные случаи обособления.

Обособляются тире приложения, выраженные именами собственными и относящиеся к нарицательным существительным (имеют уточняющий характер и располагаются после определяемых слов);

Жене его — Алевтине — не очень хотелось летом в деревню (В. Шукшин).

обособляются запятыми нераспространенные приложения, выраженные нарицательными существительными и стоящие после определяемого слова, уже имеющего определения;

Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился (Л. Толстой).

А враги, дурни, думают, что мы смерти боимся (А. Фадеев). Ср. А враги - дурни думают...

обособляются запятыми приложения, имеющие при себе присоединяющие их слова (по имени , по фамилии , по прозвищу , по происхождению , родом и др.), а также союзы как (при усложнённости причинным значением) и или (при пояснительном значении).

У дяди Николая Успенского был сын - гимназист, по имени Глеб (К. Чуковский).

Он, как инженер, должен быть руководителем стройки (будучи инженером, должен руководить) -приложение.

Приложения отделяются одиночным тире:

(второе тире поглощается другим знаком или опускается):

если приложение относится к одному из однородных членов предложения:

На собрании выступили слесарь, тракторист мой брат, агроном и сельский учитель.

при наличии ряда стоящих впереди определяемого слова однородных приложений:

Современник Льва Толстого, Чехова и Горького, Н.Рериха и Рахманинова, страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей, с веком, с современниками.

если приложение относится к ряду однородных определяемых слов;

На пушкинский праздник в Михайловское приехали поэты, прозаики и драматургимосквичи .

если по условиям контекста после приложения стоит запятая;

Проходя вдоль своего вагона нашего временного жилища , увидели мы в окне знакомую физиономию (тире поглощается запятой, отделяющей деепричастный оборот).

если приложение имеет более конкретное значение в сравнении со значением определяемого слова:

Источник силы от матери родной земли представляется для всех источником важным и целебным (второе тире опущено).

В особых случаях приложения, распространенные и нераспространенные, могут отделяться точкой (при расчленении предложения): Дом скромно жмурился и покорно уходил в землю между глухими торцами двух панельных сооружений. Достопримечательность, путевая веха, память детства и добрый приют людей (В. Астафьев).

При сочетании приложений возможно сочетание знаков (запятых и тире ): По ночам часто плакал во сне пес, по прозванию Фунтик, — маленькая рыжая такса (К. Паустовский).

1.Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

3. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

1. Расставьте знаки препинания:

В «Последнем сроке» от нас вот так ушла старуха Анна в «Прощании с Матёрой» Матёра остров на реке Ангаре (С. Залыгин).

Наконец появился и механик молодой парень еще не снявший институтского значка (В. Распутин).

Пахнет дождем нежным и вместе с тем острым запахом влаги сырых садовых дорожек (К. Паустовский).

Вон она хищница подводного мира плещется на вешнем льду (В. Астафьев).

Они мать и обе дочери были дома (А. Чехов).

Они очень разные эти строки они противостоят друг другу (С. Залыгин).

Какая она была твердая и ласковая эта невысокая довольно полная женщина (С. Залыгин).

2. Выполни тесты «Обособление приложений» ().

Лучшие статьи по теме